Деньги в руках ребенка. Как научить обращаться, ценить, экономить?

Тема финансовой грамотности в детском возрасте всегда была и есть очень противоречивой и живой. Когда и как погружать своего ребёнка в воронку денежного обращения - решение каждого родителя. Ясно одно, это взаимодействие преподносит первые уроки жизни, дарит ощущение значимости и, конечно, учит главному -  ответственности, без которой маленький человек никогда не станет по-настоящему взрослым.

  Безусловно, деньги являются инструментом и от того насколько успешно будут освоены его механизмы, зависит не только будущая карьера, успешность, независимость, но и личная свобода человека.  

    Первое знакомство всегда начинается с малого -  с первых карманных денег. Средний возраст, когда ребенок в силах попробовать самостоятельно обращаться с ними, около 6-7 лет (именно в эти годы формируются лобные доли головного мозга, отвечающие за контроль над бытовыми процессами).  Некоторые родители начинают обучение в дошкольном возрасте, а другие ждут до 10 лет и старше.   По мнению детских психологов и экспертов, нет волшебного времени для старта. Лучший период - это момент, когда ребенок уже начинает понимать, что за деньги можно купить то, что ему хочется. 
     Размер первых сумм всегда будет  зависеть от финансовых возможностей и уровня жизни семьи. Кому-то удобно давать деньги сразу одной суммой, кому-то распределять их в течение месяца или недели. Определенно важна последовательность и логичность уменьшения или увеличения их размера. Существует даже некая формула для удобства определения объема карманных трат. Все зависит от возраста. В 6 лет это может быть сумма в 50-100 рублей в неделю и далее каждый год соразмерно увеличиваться (200-300 для 7-летнего ребенка, 400-500 для 8-летнего). 
       Сейчас удобным способом для первого знакомства с деньгами может стать и банковская карта, так как безналичная оплата активно вытесняет обращение с бумажным рублем. Таким образом удобно пополнять и контролировать средства, главное объяснить ребенку основные правила техники безопасности. К своему счету можно привязать дополнительную карту и, начиная с 7-8 летнего возраста, можно осваивать премудрости общения с терминалом, банкоматом и т.д. Начиная с 14 лет, с согласия родителей, можно открыть и собственную карту для ребенка. 

       В школе финансовой грамотности, как и в любой другой, существуют свои главные уроки и правила поведения: 

  • Когда родитель дает ребенку деньги, он не вправе диктовать на что можно тратить, а на что нет. Лучшим вариантом будет лишь совет, иначе урок самостоятельного выбора и определения ценности покупки будет провален.  Не стоит давать список запрещенных товаров. Важно нарисовать правильную картину последствий определенного выбора, который должен всегда оставаться за маленьким покупателем.  
  • Пожалуй, главная задача в детском возрасте научиться экономить и делиться. Для этого полезно рассказать ребенку о правиле десятой части (десятине, 10%), откладывая которую можно сформировать небольшой капитал. И когда у него появятся затратные желания, он может воспользоваться отложенными сбережениями. 
  • Следующее немаловажное правило - не сводить получение денег к позиции "ты - мне, я - тебе". Часто родители начинают давать карманные деньги за работу по дому или хорошие оценки. В этом случае ребенок не в полной мере осознает, что такое членство в семье, уважение и бескорыстное отношение. Согласитесь, нелепо, когда папа платит маме за каждый обед, а мама папе за вбитый гвоздь.  Поэтому, важно привить уважение к труду близких, понимание того, что все созидаемое внутри семьи основано на любви и заботе, а не какой-либо выгоде. 
Отношения с деньгами для многих взрослых людей - достаточно сложный процесс, поэтому не стоит ждать от ребенка сразу многого.  Важно не порицание за ошибки, а поддержка, своевременный совет и порой просто свобода действий. Ведь пока родитель держит ребенка за руку, он никогда не побежит самостоятел