Школьник и личное пространство

Осень вступила в свои права, учебные будни идут полным ходом. Вам ребенок стал еще на год старше и самое время понять, а не стоит ли повзрослевшему чаду дать немножко больше личного пространства? В прямом и переносном смысле. 

Каждому человеку: и младенцу в утробе, и взрослому, и подростку, нужно пространство, в котором он будет чувствовать себя в относительной безопасности. Своеобразная раковина, куда можно спрятаться от сложного и непонятного мира, свой микромир, в котором можно жить по своим правилам. Если такого пространства нет, то нет места, где подросток/ребенок отдыхает и восстанавливается от «чужих глаз», нет места, где он чувствует себя в безопасности, нет места, где может проявить свою индивидуальность (пусть в том ракурсе, который не нравится родителям, но только его индивидуальность), психическое развитие ребенка будет затормаживаться. Ему сложно будет зарабатывать свой авторитет среди равных ему, сложно учиться и добиваться в жизни своего личного успеха.

Если до 10 лет у ребенка так и не появилось своего личного пространства, то самое время родителям задуматься на эту тему, так как цель подросткового возраста – это психологическое отделение от родителя. Раньше ребенок воспринимал родителя как сильного взрослого, который во всем прав и родитель был для него основным проводником в этот мир, человеком, который показывает, как этот мир устроен и по каким правилам надо в этом мире жить. В подростковом возрасте задача ребенка сделать очередной важный шаг к самостоятельной жизни, а именно отделиться от взрослого и понять свою индивидуальность.

Когда родители организуют ребенку отдельную комнату/личное пространство, они тем самым помогают ему понять что-то о себе, построить свой личный мир. Мир, в котором ребенок может спрятаться от всех проблем, побыть наедине сам с собой, отдохнуть, набраться сил, поругаться на всех, поплакать, в общем, не боятся проявлять себя. В своей комнате ребенок может создать свой личным мир и жить там по своим правилам. Возможно, многих родителей это напугает, а вдруг он станет неуправляемым, если будет жить по своим правилам. Вдруг у него там будет беспорядок, он перестанет нас слушаться. Послушный ребенок — мечта многих родителей. Но только мы забываем, что когда ребенок вырастет, ему придется самостоятельно жить в этом непростом мире. И если он будет очень послушным, то сможет только выполнять указания других, им будет легко манипулировать, то есть управлять, и он никогда не сможет принимать самостоятельные решения, всегда будет зависимым от чужого мнения. Личная комната — это первое пространство, которое подросток учится структурировать, он сам решает, где у него, что будет находиться и тем самым решает важную личную задачу: становление своих приоритетов. Что важнее, для него как для личности: музыка или школа, футбол или компьютер. Организуя свое пространство, подросток отвечает сам себе на важнейшие задачи личности. Как я хочу жить в этом мире? Какой я? Как я смогу жить один, без родителей?

Наличие личного пространства дает ребенку следующее:

- формирование устойчивых психологических границ;

- ценность и уникальность его внутреннего мира;

- отдых и восстановление ресурсов;

- чувство безопасности;

- умение проявлять себя;

- познание и принятие своего тела;

- встречу со своей сексуальностью;

- умение структурировать пространство вокруг себя и свой внутренний мир;

- самоуважение;

- профилактику девиантного поведения.

Что понимается под личными границами? Личные границы защищают личное пространство человека. Это своего рода орган чувств, специфические рецепторы, которые ощущают воздействие от внешнего мира и от других людей. И в случае нарушения кем-то или чем-то этих границ человек ощущает дискомфорт. В личное пространство человека входит не только его комната, или территория, где он находится географически, это также его идеи, желания, потребности и даже право на них.

Почему же именно подросткам так важно отстаивать свое мнение, защищать свое личное пространство, и вообще иметь что-то свое?

Подростки, стремятся сепарироваться от взрослых, не хотят посвящать их в свои личные дела, делиться мыслями и наблюдениями. Они вступают в стадию взросления, поэтому расспросы взрослых и попытки проникнуть в их личную жизнь вызывают бурный протест и усиливают скрытность. Подросток считает себя самостоятельной личностью, а обсуждение тайн с родителями вовсе не соответствует его представлению о поведении взрослого.

Никогда не узнаешь, какое действие или вопрос подросток воспримет как вторжение в его личное пространство, поэтому стоит установить четкие правила. К их разработке обязательно привлекать ребенка. Так родитель может показать, что доверяет ребенку и считает его достаточно взрослым и разумным.

В этих правилах должны быть отражены ключевые моменты:

1. Личное пространство и личные вещи. Если нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, необходимо найти уголок, который будет принадлежать только ему. Вещи подростка нельзя трогать без его разрешения. И, конечно, не стоит копаться в них в его отсутствие.

2. Право на тайны и секреты. Нельзя заставлять ребенка делиться всем, что происходит в его жизни. Если между ребенком и родителем выстроились доверительные отношения, он все расскажет сам. Можно договориться, что об опасных вещах — школьной травле, насилии, принуждении и т. п. — нужно рассказывать без промедления. Только в этом случае родитель сможет помочь ребенку выйти из опасной ситуации с минимальными последствиями.

3. Друзья и интересы. Подростки стремятся выделиться, поэтому находят себе странных (с нашей точки зрения) друзей и непонятные (нам) увлечения. Необходимо договориться о том, что не будут подвержены критике эти сферы жизни ребенка, а взамен он не будет скрывать их. Да, иногда это сложно, но оно однозначно того стоит. Возможно, какие-то из интересов ребенка, например, увлечение аниме, станут общесемейными.

4. Планы. Возможно, мама и папа еще во время беременности спланировали для себя жизнь ребенка. Но у него на этот счет может быть совсем другое мнение. Необходимо постараться привести все к общему знаменателю. Подростки, хотя и противопоставляют себя родителям, с удовольствием примут обоснованные советы и предложения.

Самое важное — вспомнить, что больше всего раздражало самих родителей в подростковом возрасте в поведении их родителей. Необходимо постараться избежать этих ошибок и посмотреть на мир глазами подростка. Конечно, они во многом отличаются от нас, но точек соприкосновения намного больше, чем кажется.

Автор статьи: Копылова Татьяна Викторовна,
психолог БУ «Сургутский центр социальной помощи семье и детям»